Как посчитать финансовую часть бизнес плана?

Финансовая модель для чайничков

Вы живете обычной жизнью и вдруг бац! И вы неожиданно делаете стартап. Ну как делаете. Посещаете тусовки, нетворкинги и собираете «offering для marketplace». То есть смузи уже пьете, но денег инвесторы вам давать не планируют. Знаете кто в каком раунде сколько поднял и вообще владеете сленгом. Свой человек в тусовке. Но как не откладывай, рано или поздно придется садиться за macbook (как вы понимаете, это первое слагаемое успешной фин модели – мабук не старше 2 лет) и немного поработать. Сегодня как раз тот самый момент – мы вместе сядем и набросаем первый эскиз финансовой модели в excel. И да, финансовой моделью мы будем называть денежный поток, краткий отчет о прибылях и убытках, вводные данные и предположения, а также расчет финансовых показателей, которые покажут какой ваш проект потрясающий и окупается в следующем месяце и все кто вложит рубль, станут миллиардерами.

Помимо статичных расчетов фин модели понадобится сделать анализ устойчивости к изменениям внешней среды (колебания курсов валют, например) и внутренним параметрам проекта (выйдет ли проект на самоокупаемость если будет всего два покупателя – вы и ваши родители).

 

Построение финансовой модели. Шаг 1

Мы начнем с простого и будем постепенно усложнять нашу модель. В файле excel необходимо сделать 4 вкладки (или использовать предложенный шаблон v1):

  1. Вводные данные
  2. Денежный поток
  3. Прибыли и убытки
  4. Фин показатели

Настоятельно рекомендую сделать все личными руками – разработаете мелкую моторику и лучше запомните, что для чего делается

Построение финансовой модели. Шаг 2

Начинаем заполнять вкладку «Вводные данные». Первым делом, определим период планирования и шаг планирования. Период планирования рекомендую ставить не более 5 лет, потому что в российской действительности горизонт планирования редко превышает 3-5 лет, а большинство оперирует только одним годом, за который положены бонусы и 13-ая зарплата.

Шаг планирования можно определить как 1 квартал, можно 1 месяц, можно 1 год. Очевидно, что если шаг планирования 1 год, то денежный поток имеет сомнительную ценность. Но если шаг планирования 1 месяц – то это 60 столбцов и такая помесячная детализация на 5 году проекта избыточна. Непонятно как первый год пройдет. Оптимально будет первый год расписать по месяцам, а остальные по кварталам. Заполняем и переходим на вкладку «Денежный поток». Делаем ссылки на вкладку «вводные данные». Получаем такой же период планирования. Аналогично поступаем с оставшимися вкладками или скачиваем шаблон v2.

Построение финансовой модели. Шаг 3

Финансовая модель – это задача про бассейн для 4-го класса. С одной стороны в бассейн поступает вода. С другой стороны вода утекает. Хорошая финансовая модель – это когда воды поступает больше, чем вытекает. Плохая финансовая модель – наоборот. Так как в бассейне не может быть отрицательное количество воды, если утекает больше, нужен дополнительный кран в виде займов, кредитов, инвестиций. Но об этом позже. Итак, задача про бассейн. Поступление воды – это поступление от продаж. Чтобы понять сколько денег должно прийти, нужно определить объем продаж в штуках, сделках, услугах, минутах. Для нашего примера в вакууме определим, что первые полгода продаж никаких нет, например мы налаживаем производство или пилим приложение или какой-то у нас подготовительный период. Практически никогда продажи не начинаются с первого месяца проекта. А потом продажи линейно нарастают

Предположим в седьмом месяце продажи составили 100 единиц продукции. И далее растут со скоростью 100 штук в месяц. Не забываем, то с 2019 года у нас кварталы. Оформим это в первую вкладку, а во вторую и третью вкладки добавим ссылками. Ленивые качают шаблон v3.

Напоминаю, что ссылки мы делаем, чтобы потом было проще играться с фин моделью, изменяя данные только на вкладке «Вводные данные».

Построение финансовой модели. Шаг 4

Возвращаемся к задаче с бассейнами. Если первые полгода вода только вытекает, значит надо налить заранее в бассейн столько воды, чтобы хватило с ма-а-аленьким запасом. Другими словами, для запуска проекта нужны источники финансирования. Это могут быть ваши собственные средства, средства инвесторов – это те источники, по которым не нужно платить проценты. В качестве соинвестора может выступить государство, но мы честно обойдем эту тему стороной. Помимо собственных средств, можно привлечь заемные средства в виде лизинга и кредитов под грабительские проценты. На тему какие проценты грабительские, а какие вполне себе ничего для развития бизнеса будет отдельная статья, не переключайтесь. И да, за два года нетворкинга и смузи, надеюсь, ни у кого не осталось иллюзий, что за кредиты и проценты банку бизнес будет только ваш и больше ничей, а за инвесторские денежки вам придется работать и вас возможно будут яростно пинать инвесторские наймиты, так, что чизкейк станет поперек горла.

Так давайте же на этой радостной ноте заполним графу собственные средства, инвестиции и заемные средства. Под собственными средствами будем подразумевать ваши личные деньги, инвестиции – то, что планируется привлечь у доброго дяди из фонда. Заемные средства – кредиты под проценты. Для простоты лизинг рассматривать не будем. Предположим у вас собственных средств есть 1.000.000 рублей на начало проекта. Квартиру продали в Саратовской губернии или почку – не будем интересоваться происхождением первоначального капитала. А инвестиции и заемные средства сделаем пока нулями. А ну как нам хватит этого миллиона? Может и не понадобится инвестор и вся эта балалайка с бизнес планом и моделями? Заполняем, делаем ссылки на вкладке «Денежный поток», а нетерпеливые используют шаблон v4.

Построение финансовой модели. Шаг 5

Итак, мы определили объемы производства. Определили на какие шиши это все будет организовано. Ну, или по крайней мере надеемся, что проданной почки или бабушкиной квартиры в Переделкино хватит на ваши игры в бизнес. На этом шаге давайте прикинем, а сколько мы сможем продать продукции (подписок, услуг, чего угодно). Давайте, раз уж мы рассматриваем сферическую модель в вакууме, предположим, что сколько мы производим, столько мы и продаем. При этом, разумеется, плясать нужно именно от продаж, от маркетингового плана продвижения продукта, от анализа рынка и так далее – как раз той самой важной части бизнес-плана, которую старательно игнорируют начинающие бизнесмены. Ко всей этой маркетинговой подготовке мы вернемся, когда начнем обсуждать затраты. А пока давайте определим стоимость одного изделия/подписки/услуги/чего угодно, по которой мы планируем продавать. Нужно ли говорить, что цена не с потолка, а тоже после исследования рынка, конкурентов и «вот это вот всё». На вкладке «вводные данные», предположим в 14 строке, объединяем ячейки «А» и «B» и пишем «Стоимость единицы продукции». А в ячейке С14 – сумму (средний чек). Переходим на вкладку «Денежный поток». Ниже строчки «объем производства» создаем заголовок «Поступления». Ниже в новой строчке – «Поступления от продаж». Значение в каждой ячейке равно объем производства умноженный на стоимость единицы продукции. Разумеется мы все делаем сами, но если вдруг устали – качаем шаблон v5.

Возвращаясь к задаче с бассейнами, а мы к ней будем часто возвращаться, «Поступления» - это труба, по которой в бассейн поступает вода. От вашего бизнеса зависит одна это будет труба или несколько. Разумеется самым главным и важным является труба «Поступления от продаж», но могут быть поступления от финансовой или инвестиционной деятельности. Давайте на время представим, что кроме выручки от продаж поступлений нет. Это единственная труба, через которую вода попадает в наш бассейн. И только что мы ее заполнили. (Продолжение следует...)